Издание РБК получило в свое распоряжение копию писем, направленных Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) Дмитрию Медведеву и Вячеславу Володину. В нем сообщается, что система маркировки лекарств не может быть запущена к 01.01.2020. К 01.09.2019 промаркировано 5730 препаратов в более чем 28 млн упаковок. Полностью внедренная система должна отслеживать около 6,5 млрд упаковок более 1000 производителей.
В РССП отмечают: к системе присоединились только 15% участников, внесено лишь около 8% от всего объема препаратов. Информация от 228 отечественных фарм-производителей лекарств свидетельствует о том, что только 45% из 788 производственных линий успели в полном объеме оснастить оборудованием для нанесения маркировки. Высокий уровень готовности лишь в группе препаратов из программы «7 нозологий», которая включает лекарства для лечения генетических и онкозаболеваний.
Своевременному внедрению системы, по мнению авторов письма, мешают неотработанный обмен данными между участниками маркировки и глобальной инфосистемой, недостатки каталога-справочника медпрепаратов, рост себестоимости лекарств, увеличение кол-ва брака при маркировке и другие сложности. Вызвало проблемы нанесение 44-значного криптокода-идентификатора на лекарства дешевле 20 руб. Не все позиции из Госреестра лекарственных средств наличествуют в Едином каталоге-справочнике — из-за этого их не получается зарегистрировать. Также в письме обращают внимание на то, что отсутствуют IT-решения для обмена данными с инфосистемой, а в нормативных актах не прописан способ оплаты маркировочных кодов.
Чтобы решить сложности, РСПП предлагает:
- уменьшить плату за предоставление кодов и сократить их длину до 20 зн.;
- внести изменения в нормативные акты, предусматривающие доступ дистрибьюторов и производителей к онлайн-информации о движении и наличии препаратов;
- разработать рекомендации для ускорения ввода маркировки для участвующих в эксперименте организаций;
- провести в январе следующего года совещание с участием Росздравнадзора, Минпромторга и Минздрава для обсуждения итогов эксперимента по введению системы маркировки и провести масштабное тестирование системы мониторинга перемещения препаратов.
Также, по информации издания «Фармвестник», союз намерен направить в Минздрав просьбу о доработке Единого классификатора в максимально сжатые сроки.
На запрос РБК в Росздравнадзоре ответили, что уже подготовлена обновленная методика взаимодействия классификатора препаратов и мониторинга движения лекарств. По словам Ольги Малевой, советника главы ведомства, в маркировочную систему будет попадать корректная информация, также существенно сократится время добавления данных по лекарствам. Она отметила, что участники рынка выступают против изменения сроков запуска проекта.
В Минпромторге на запрос РБК ответили, что перенос сроков внедрения системы не обсуждался, сотрудники ведомства регулярно взаимодействуют с производителями и осведомлены о сложностях, связанных с ее вводом. В министерстве подчеркнули, что криптокод был уменьшен по итогам тестирования до 44 знаков, и производители достигли низкого уровня брака при высоком качестве нанесения маркировки.
Дмитрий Алхазов, глава оператора системы цифровой маркировки («Оператор-ЦРПТ»), сообщил журналистам РБК, что компания отвечает за своевременное внедрение системы, а с текущими проблемами поможет справиться прямая интеграция. Также Алхазов не согласен с выводами РСПП о большом количестве брака. Площадки работают как в РФ, так и в других странах, отмечает он. На данный момент уже произведено 1,8 млн упаковок с 44-значным кодом.
Ряд представителей фармкомпаний в комментарии РБК отметили, что их организации готовы к внедрению системы, и откладывать ее введение нежелательно. Так, Виктор Горбунов, IT-директор «Протек» считает, что отрасль и так долгое время провела в ожидании ввода системы, и за первые 6 месяцев после ее запуска все проблемы будут решены в штатном порядке. Денис Четвериков, глава компании «Акрихин», обращает внимание: в случае переноса сроков окажутся неоправданными все временные и финансовые затраты, которые понесли участники рынка, уже готовые к вводу системы. Если некоторые организации все еще не готовы, то вина лежит на них самих. Евгений Никифоров, глава сети «Неофарм», также считает, что надо было «готовить сани летом», а тем, кто не успел подключиться к системе, пора ускориться.